Занятие по познавательному и речевому развитию для детей старшей группы.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки
народных ремесел.

Продолжать знакомить с историей русского народа.

Развивающие:

Развивать у детей связную речь.

Продолжать развивать интерес к русским народным обычаями, традициям.

Воспитательные:

Воспитывать у детей аккуратность в выполнении аппликации и уважение к труду.

 Предварительная работа: заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций старинных ремесел, настольная игра «Ремесла Руси».

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в музей русского народного быта. Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним наше правило:

 Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо

Ясно, четко говорим

Потому что не спешим. ( в группе оформлен мини-музей народного быта).

Вос-ль. Ребята, куда мы с вами пришли? Дети. В музей

Вос-ль. Как называется наш музей?

Дети. Музей русского народного быта.

Вос-ль. Как называются предметы в музее?

Дети. Экспонаты(проговорить это слово со всеми детьми).

Вос-ль. Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают как жил русский народ, как трудился и отдыхал. Вы уже знаете, что в музее проводятся экскурсии. Кто рассказывает об экспонатах музея?

Дети. Экскурсовод(проговорить со всеми детьми ещё раз экскурсовод).

Вос-ль. Правильно. Давайте проведем экскурсию по музею,; будете, как настоящие экскурсоводы. Хотите? А поможет на этом сундук загадок.

Кто отгадает загадку из сундучка, тот и будет экскурсоводом.

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел

Семью кормил (глиняный горшок)

Рассказ ребенка о гончарах: горшок, крынка сделаны из глин Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в рук; Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой, можно было изготавливать различные предметы. А затем предметы обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Игра « Горшки»

Вос-ль: Слушайте следующую загадку.

Что и в избе за коровьи рога? (ухват)

Черный конь прыгает в огонь (кочерга)

Из чего сделаны все эти предметы? (из железа)

 

Вос-ль: Ребята посмотрите, и наш сундук загадок тоже окован железом. А крышка прикрепляется железными петлями. Сундук запирается ключом. Вот какой сундук загадок, не сундук, а диво дивное. Наверное, в таких сундуках только и хранить, что сокровища, которыми за удаль и за честность награждали героев в сказках. Сундучок, железом окованный наделялся в сказках волшебной силой- ведь он сделан руками могучего кузнеца (показать иллюстрацию)

Пламя и искры раскаленного металла, звон молота - все это превращало искусство кузнеца волшебство. Ребята, кто хочет рассказать о работе кузнеца, (рассказ ребенка о работе кузнеца)

Очень давно люди подметили, что раскаленный металл стан более мягким и пластичным, чем холодный: он легко рубите плющится и скручивается, как веревка. Люди стали использовать эти свойства металла, и с этого началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду, ножи, ложки. Предметы быта: серпы, косы, подковы,; оружие и доспехи: мечи, сабли, кольчуги, шлемы. Ещё кузнецов называли кашниками, потому что они не брали плату за работу, а их кормили кашей.

П.игра «Кузнец»

Можно предложить д.и. «Ремесла Руси»

А сейчас мы познакомимся с одним из самых древних на Руси художественным ремеслом, которое передавалось из поколения в поколение. Это ремесло называлось вышивальщицы-рукодельницы. Одежда выполненная умельцами, передавалась по наследству (показать образцы вышитых изделий и рассмотреть их). Ребята сегодня у нас будет с вами творческая работа. Будем мастерить лоскутное одеяло для наших кукол.

Все умеют мастерицы, шить вязать и песни петь

Строчка за строчкой все лоскуточки в цепочки

Ловкие руки сгибают

Одеяло не простое ,одеяло лоскутное.

Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.

Посмотрите, как много у нас заготовлено разноцветных лоскутков ткани.

Скажите, какой они формы? (квадратной)

Вам надо разложить так, чтобы эти цветные квадратики соединялись ровно уголками и сторонами. Ваше одеяло тогда получится ровным и ярким.

Что вам понадобится для работы?

Дети. Клей, кисточки, салфетки.

Вос-ль. Задание понятно? Тогда мои мастерицы-рукодельницы приступайте к работе.

 

Заключение:

По окончании работы вос-ль показывает всем, что получилось благодарит детей за хорошую работу.

Сегодня мы с вами познакомились с профессиями, ремеслами, существовавшими в старину на Руси.

Ещё раз давайте перечислим ремесла Руси. Дети перечисляют. С каким ремеслом познакомились?

Но главное, что я хочу сказать, каким бы трудом человек ни занимался в жизни, его труд всегда был и будет в почете.