Уважаемые коллеги!

Педагог постоянно должен повышать уровень своей профессиональной компетентности, развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Важно сочетать самообразование, которое составляет основу успешности педагогов в современных условиях, помогая самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования, и умение и желание работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач.

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата и динамических изменений в личностном развитии ребенка.

Сегодня я хочу немного рассказать о новом и, на мой взгляд, самом полезном помощнике в нашей работе – лэпбуках! Мы начали изучать и использовать их в своей работе сравнительно недавно, но уже имеем желание и возможность обобщить и систематизировать опыт создания лэпбуков как вида совместной деятельности взрослого и ребенка. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. К тому же, если вы делаете лэпбук не для детского сада, а для одного ребенка, появляется возможность ориентироваться именно на него: какие темы нуждаются в изучении или что интересует конкретного ребенка.

Актуальность данной темы в том, что лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть всё её содержимое.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, или осмыслить содержание книги, или провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Ни в коем случае мы не должны забывать о том, что если лэпбук готовится для детей дошкольного возраста, то он максимально должен быть наполнен фотоматериалами и картинками, так как дети в большинстве своем не умеют читать. Те лэпбуки, которые педагоги готовят как дидактическое пособие с максимальным использованием текстовой информации, никогда не будут притягивать детей. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, с использованием элементов сюрприза, загадки. У ребенка должно появиться желание взять его в руки.

Конечно ни одно пособие, ни одна игрушка не хранится вечно, поэтому, изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети, поэтому советую весь материал клеить на картон и желательно ламинировать. Если нет ламинатора, то подойдет обычный скотч.

Лэпбук обычно выглядит как красочная интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде конвертиков, складных книжек- гармошек, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой - это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Итак, как сделать лэпбук?

Основа лэпбука состоит из любой картонной папки формата А4 или А3, которые делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны «дверками».

Их можно сделать из плотной бумаги, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

Чтобы сделать лэпбук, понадобятся: ножницы, клей-карандаш, клей – «Титан», цветные карандаши, фломастеры, разноцветный скотч; распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные.

Обложку оформляем по теме, чтоб и без надписи было видно, что в ней собрано, оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук рекомендуется изготавливать совместно. Это помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок – визуал).

В качестве обобщения хочется отметить, что этот метод работы за короткое время стал одним из предпочитаемых мною, так как позволяет добиться максимальной отдачи при изучении того или иного материала. Поэтому хочется посоветовать его всем тем педагогам, которые настроены работать в духе ФГОС.