Для начала хотелось бы привести данные одного социологического исследования. Вот как описали воспитателя дети одного из ДОУ:

«Воспитатель – это человек, который кричит.

Воспитатель – это человек, который следит.

Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!».

И получается, что у многих детей вовсе не лицеприятное мнение о воспитателях. Дети совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир существенно иначе, чем взрослые, и поэтому, очень часто мы общаемся с ребенком, а он нас не слышит. Поэтому, прежде всего, необходимо установить контакт с ним. В противном случае, процесс воспитания будет неосуществим. А для того, чтобы этот контакт был продуктивным, необходимо использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Если попытаться охарактеризовать эту модель одним словом, то мы получим принцип «НЕ РЯДОМ И НЕ НАД, А ВМЕСТЕ».

Чтобы понять, как ее использовать на практике с ребенком рассмотрим 3 ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА:

  1. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга (что называется глаза в глаза, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане:

  • ни один не считает себя более значимым,
  • важным,
  • умным и т.п., чем другой.
  1. «ДИСТАНЦИЯ ОБШЕНИЯ».

Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами короткая. Но малыш растет и наступает момент. Когда он заявляет: «Я сам!» Он твердит эти слова к месту и не к месту, даже когда явно не в силах обойтись без помощи. В чем же дело? Он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, то есть увеличить дистанцию между собой и взрослым. И если взрослый не понимает этого, то не только невозможен контакт между ним и ребенком, но и неизбежны конфликты.

ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИМЕННО ТАКОЙ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ОДНОВРЕМЕННО И КОНТАКТ И СВОБОДУ.

При этом у ребенка не должно быть и чувства одиночества, заброшенности – тех чувств, которые не возникают, если с окружающими действительно есть контакт. И поэтому сложность – и очень большая – для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности.

Сколько детей в вашей группе, возможно столько и дистанций общения, на которой каждый из них будет чувствовать себя свободными и в то же время ощущать необходимый контакт с вами.

Именно такую дистанцию характеризует уже известный принцип «не рядом и не над, а вместе». Но подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве».

  1. «ПРОСТАНСТВО ОБЩЕНИЯ»

Попробуйте, разговаривая, отвернуться от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое. А теперь внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не так уж это и легко, правда, если перед вами разные «картинки». А ведь с детьми, находясь в разных «позициях», - помните? – всегда видим разные «картинки». Более того, взрослые и дети часто под одними и теми же словами усматривают совершенно разный смысл.

 

КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ.

Правило, которого следует придерживаться может быть сформулировано как «правило трех «П»: это понимание, принятие и признание ребенка.

ПОНИМАНИЕ: - умение видеть ребенка изнутри, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

ПРИНЯТИЕ: - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

ПРИЗНАНИЕ: - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком включает в себя:

  • Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать его индивидуальность;
  • Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на умении становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувство и эмоции;
  • Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности, использование многообразных стилей общения с ребенком и их варьирование;
  • Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
  • Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к детям.

 

 

 

 

 

"Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".

  1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо

разнообразить формы его проведения.

  1. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Нужно помнить: "Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В.А. Сухомлинский).
  2. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры.
  3. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
  4. Работаяс детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.

Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

  1. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!"

И помните: Личность может воспитать только личность.

 

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса
  2. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.
  3. Грибоедова Т.П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации