Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребятишек, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами.

Для игр с песком существует огромное множество приспособлений, которые можно приобрести в магазине, а также сделать своими руками: это и ведерки, и совочки, и различной конфигурации формочки, и грабельки, и ситечки. Самим можно сделать предметы для игр с песком из пластиковых бутылок, пузырьков. Чтобы детям разнообразить игровую деятельность с водой, можно предложить им не только резиновые игрушки, но и сделать кораблики, лодочки, пароходики в технике оригами, дать им набор морских камешков и ракушек разной величины, ореховые скорлупки и много другое.

Чтобы такие игры не были бессюжетными, можно придумать большое количество сюжетов. Некоторые из них я с удовольствием предлагаю вашему вниманию.

 

ИГРЫ С ПЕСКОМ

«Песочные человечки»

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

Для того, чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. В дальнейшем, собираясь на прогулку, скажите, что вы пойдете в гости к песочным человечкам, что они нас очень ждут и хотят с нами поиграть.

«Игрушки-потеряшки»

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки, лопатку, формочку и др., прикопайте их в песочнице, но так, чтобы дети этого не видели (можно это сделать перед приемом детей или перед выходом на прогулку). Предложите ребятам отыскать игрушки в песке.

 

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давайте найдем их в песке.

В индивидуальном порядке можно предложить найти в песке определенную игрушку (куклу, машинку или зайчика) наощупь: сначала рукой обследовать игрушку в песке, а затем ее оттуда извлечь. Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто найти все игрушки в песке. В процессе ознакомления с геометрическими фигурами можно предложить найти в песке шарик, колечко, кубик и т. д.

«Маленький художник»

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице могу –

На песке и на снегу.

Весной, летом и осенью на прогулке игры можно разнообразить рисованием на песке пальчиком или лучше палочкой. Дети порой сами просят нарисовать им что-либо на песке: солнышко, домик, девочку, собачку и др. Интересно будет предлагать ребятам незаконченный педагогом рисунок: «Дорисуй солнышку лучики», «Дорисуй жучку лапки», «Угости зайку яблочками». Можно попросить ребенка нарисовать ту или иную геометрическую фигуру. Иногда получаются целый картины на песке, созданный в сотворчестве с педагогом.

«Матрёшки»

У хорошеньких матрешек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

В продолжение темы рисования на песке можно предложить детям сделать для матрешек бусы из камешков, каштанов, шишек, ракушек: нарисуйте на песке кружок и попросите ребенка выложить камешки и другие выше предложенные предметы по его контуру – это и будут бусы для матрешки. Таким же способом можно изобразить и саму матрешку: нарисовать ее контур на песке и выложить камешками, ракушками, каштанами.

 

 

«Козлик»

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: цок, цок, цок, цок!

Сначала насыпьте совочком песок в маленькое и большое ведерко, а затем высыпьте его так, чтобы получилась «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите игрушку козлика и сымитируйте его прыжки с горы на гору. Затем предложите ребенку поиграть с козликом: «Пусть твой козлик прыгнет на высокую горку… А теперь на низкую… »; «Козлик прыгает только по высоким горкам… » и т. д. Это упражнение поможет закреплять в сознании малыша понятия «высокий-низкий».

 

ИГРЫ С ВОДОЙ

«Попади в колечко»

Рыбки в море-океане

Весело резвятся.

Наша детка будет в ванне

Вечером купаться.

Мы возьмем с собой игрушки,

Чтоб не скучно было.

Рыбки, уточки, лягушки

Вымоются с мылом.

Берем кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде (его можно сделать из пенопласта или плотного картона). Также понадобится мячик для пинг-понга или любой маленький резиновый мячик. Предложите ребенку, подталкивая мячик рукой, загнать его в колечко. Можно провести эту игру в форме соревнования – «Кто больше мячиков закатит в колечко», «Чей мячик быстрее», «Попади в цель». Предлагаю также разнообразить игру с колечком и мячиком следующим упражнением: поднимаем мячик высоко и бросаем его в колечко – у кого попадет!

«Рыбалка»

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок или небольшое ситечко для игр с песком. В воду бросаем небольшое количество мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок». Можно дать конкретное задание: «Поймай синий (или красный, или желтый) шарик», «Вылови из водички уточку», «Поймай 1 (2, 3) рыбки» и т. д.

«Брызгалки»

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны!

Очень весело играть с водяными пистолетами и брызгалками! На дерево или на стену прикрепляем изображение слона, дельфина и предлагаем детям с помощью брызгалки попасть в «мишень», искупать слоника. В очень жаркий денек играем в брызгалку друг с другом.

 

Литература:

  1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  3. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е.А. и др. – М. : Просвещение, 1980.