Аналитическая записка

воспитателя МАДОУ – детский сад № 222

Андреевой Ю.С.


Аннотация.

В аналитической записке представлено направление педагогической деятельности Андреевой Юлии Сергеевны– «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании».

Основная цель: информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Задачи: в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Введение.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Стратегия развития возможностей ИКТ в детском саду:

1. Начали процесс внедрения ИКТ в обучение и игры детей.

2. Сделать интеграцию ИКТ более эффективной, интенсивной и производительной, обогащенной и усиленной новыми идеями, инструментами и целями.

Мы организовали систему работы из шести ступеней:

1. Развитие потенциала ИКТ;

2. Определение уровня достижений;

3. Сформулировали цели и задачи;

4. Сформировали среду;

5. Повысили профессиональный рост персонала;

6. Планирование дальнейшего развития.

Некоторые ступени можно предпринимать параллельно или повторять при необходимости циклически.

Заметим, однако, что ИКТ, даже в контексте образования, часто воспринимают с двух сторон или в двух аспектах: технологии как средство обмена информацией и технологии как средство создания чего-то. Образование также имеет два аспекта, один из них можно назвать информационным или инструктивным (приобретение информации и навыков), а другой — конструктивным (он обеспечивает созидание, открытие, построение знаний). Хотя оба аспекта одинаково важны, конструктивный аспект иногда недооценивают. Поэтому все больше и больше исследователей понятию ИКТ предпочитают термин «цифровые технологии», стремясь подчеркнуть необходимость баланса между информационным и конструктивным аспектами их внедрения в образование (в термине ИКТ, очевидно, представлен только первый аспект). Мы рассматриваем ИКТ в широком и сбалансированном смысле, охватывающем и информационный, и конструктивный аспекты, и использовать понятия «ИКТ» и «цифровые технологии» как синонимы.

Аналогичным образом мы будем рассматривать умение пользоваться ИКТ в столь же широком и сбалансированном смысле, как навыки, необходимые для правильного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий для учения и познания, и применять этот термин как синоним часто используемого понятия «цифровая грамотность».

Цифровая грамотность — это совокупность умений, позволяющая:

• успешно прибегать к разным цифровым инструментам для удовлетворения личных потребностей и персонального развития;

• использовать ИКТ для успешного решения задач и проблем в цифровой среде;

• выбирать и применять подходящие технологии для поиска, обработки, использования, распространения или создания информации;

• критически оценивать и анализировать информацию, полученную из цифровых источников;

• понимать социальные последствия, возникающие в цифровом мире (в том числе вопросы безопасности, неприкосновенности частной жизни и этических последствий).Понятие, близкое к понятию общей ИКТ-компетентности.

Планируемый итоговый результат дошкольного образования:

1.развитие интегративных качеств заложенных в дошкольном возрасте и определяющих результативность других ступеней образования

2. системное развитие ребенка,

3. знания, умения и навыки,

4. универсальные предпосылки учебной деятельности

5. мотивационное, морально-нравственное, эмоционально-волевое развитие

6. обеспечение социальной успешности,

7. адаптация при переходе на новую ступень развития

Основная часть.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение.

Невозможно провести игру без привлечения средств наглядности, из-за этого часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

6. ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

7. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

8. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

9. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на помогает детям

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

- овладеть практическими способами работы с информацией,

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на занятиях усиливает :

- положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- Принцип равенства позиций

- Принцип доверительности

- Принцип обратной связи

- Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить работу:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- способствует повышению качества образования.

Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью образовательного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение ИКТ способствует так же:

- сделать игру эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращение времени для контроля и проверки знаний детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Педагогом используются развивающие методы и приемы:

1. метод анализа

2. метод сравнения

3. метод обобщения

4. метод классификации

5. формулировка понятий

6. внутренний план действий

При подготовке к мероприятиям педагог использует электронные ресурсы образовательного назначения:

1. мультимедийные курсы

2. презентации к игровым развивающим ситуациям и непосредсвенной образовательной деятельности

3. логические игры

4. ресурсы Интернет

5. электронные энциклопедии.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Компьютерные здоровьесберегающие технологии включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

- помогает преодолеть трудности

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в образовательном процессе.

Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ

1. Владеть основами работы на компьютере.

2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

3. Владеть основами работы в Интернет.

Применение компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается строгими рамками образовательного процесса. Игры позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить образовательный процесс.

Игры с использованием информационных технологий не только оживляют образовательный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал.

Существующие обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

3. Игры-путешествия, "бродилки".

4. Простейшие программы по обучение чтению, математике, с хорошей анимацией и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мысли и деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана, интерактивной доски в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для игр с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать игры эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций в рамках непосредственной образовательной деятельности и игровых ситуациях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством педагога на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных игр не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых игр с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Заключение.

Согласно статьи 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

В разных видах реальной деятельности наши дети учатся работать сообща и

сотрудничать со сверстниками. Они учатся справляться с неожиданными и незнакомыми ситуациями. Я вижу, что образовательная деятельность с применением ИКТ поддерживает развитие критического восприятия и мышления, гибкости в принятии решений, развитие метакогнитивных процессов и навыков эффективного сотрудничества.

Новые технологии оказались исключительно эффективными с точки зрения развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Дети учатся преимущественно в процессе игр с игрушками и инструментами, им необходимо представлять ИКТ в виде технологических игрушек и инструментов для творчества. Такие технологические игрушки и инструменты могут изменить важные стороны личности детей и процесс их обучения. Технологические средства: изменяют отношения, складывающиеся между детьми и педагогами в процессе игры; расширяют возможности детей; открывают новые способы конструирования динамичных объектов, которые позволяют детям соприкоснуться с идеями и концепциями, которые прежде были им недоступны; способствуют изменениям стратегий игры; открывают новые пути к социальному взаимодействию.

Это задача, решение которой не терпит отлагательств, и мы просто не можем пренебречь ею.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.

4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

6. Ягодина Л. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. – 2-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.

7. Т.С.Комарова, И.И.Комарова, А.В.Туликов. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., Мозаика-СИНТЕЗ, 2011г.

8. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.

9. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004

10. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие Авторы составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. Барнаул: БГПУ, 2006

11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003

12. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа. - № 2, 2006.

13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

14. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.- № 7 2006

15. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 1998.

16. 5. Гребеньков Н. Н., КорневА. В. Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников. М.: Педагогическое общество России, 2003.

17. Осетрова Н. В., СмирноваА. И. Книга и электронные средства в образовании. М.: Логос, 2002.

18. Роберт И. В., ПоляковВ. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и информатика, 2008.