Дифференциация  ( =  различение ) звуков и определение позиции звука в слове.        

Для достижения цели предлагается решать следующие задачи, располагая их в учебном году в указанном порядке.

  1. Различение физических звуков по различным качествам: громкости, высоте, темпу и т.д.

Р- р – р – машина едет далеко или близко;

У – у – у – самолёт летит высоко или низко и т.д.

Перед выполнением подобных заданий уточнить, насколько ребёнок владеет понятиями, которые Вы употребляете. Например, понимает ли, что значит «далеко – близко». Звуки давать в сравнении: громко и тихо, высоко и низко, быстро и медленно.

  1. Различение на слух звука – слова – предложения. Предлагаю использовать эти термины и в речи воспитателя, и в речи детей, не требуя от ребёнка объяснения терминов.

Звук – это то, что мы слышим.

Слово – когда мы произносим слово, понятно, что мы хотим сказать.

В процессе игр с детьми, воспитатель не заостряя внимания детей на формулировке термина, просит детей: « Ответьте словом» или « Ответьте предложением»

  1. Выделение голосом заданного звука в любой позиции.

Рекомендуется провести работу по ориентировке в ряду предметов : разложить на стол игрушки и найти первую игрушку, затем последнюю и только затем игрушку посередине.

Предварительно выделить голосом начальный звук в слове и назвать его.

- Скажи так, чтобы было слышно звук «у» в слове укроп. Вот так : « у-у-укроп»

Ребенок повторяет и называет первый звук – звук «у» .

После этого, можно искать звук в конце, затем  в середине заданного слова.

С-с-самолет, кас-с-ска, лес-с-с

  1. Выделение голосом начального гласного звука и называние его: автобус – первый звук «а». Ребенок уже подготовлен к выполнению этого задания.

Перед выполнением этого задания снова отработать понятия «начало», «конец», «середина», ориентируясь на плоскости и в пространстве на ряде игрушек или предметов.

  1. Выделение голосом начального согласного звука, правильно называя его «П», а не «ПЭ».
  2. Выделение на слух заданного речевого звука из ряда других звуков.
  3. Подбор предметов, картинок, в названии которых слышится заданный звук.
  4. Выделение из текста или фразы слов с заданным звуком.
  5. Придумывание нескольких слов с заданным звуком.
  6. Выделение голосом и называние последнего согласного звука в слове: «дом» - последний звук «м».
  7. Выделение голосом и называние заданного звука в середине слова.
  1. Определение места согласного звука в слове. При этом взрослый правильно подбирает слова, выполняя условия:

А) брать твёрдые согласные;

Б) помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: дуб – «дуП»;

И в середине слова перед согласным: ложка – «лоШка».

  1. Различение звонких и глухих согласных звуков в игровой форме: «ж» - «ш», «з» - «с», «д» - «т», «б» - «п». Когда произносим звонкие звуки – домик звуков (горлышко) дрожит, приложить руку к шее и почувствовать дрожание. Не давать термины для запоминания.
  2. Различение свистящих и шипящих звуков в игровой форме: «ж» - «з», «з» - «с», «ч» - «с», «щ» - «с». Можно изобразить змею, либо взять игрушку и показать, что есть звуки, которые шипят как змея, они - шипящие(ш, ж, ч, щ), а есть звуки, которые могут свистеть – свистящие (с, з). Не надо давать данные термины для запоминания, важно, чтобы дети поняли, что эти звуки произносятся по - разному .
  3. Различение слов-паронимов:

зайка – сайка; бочка – почка; кашка – каска и т.д. Обязательно произнесенные слова подкреплять картинками.

  1. Выделение на слух слов с близкими по звучанию звуками из текста, фразы.

Например, вариант со звуками одной группы:

Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков. 

  1. Выделение на слух близких по звучанию звуков из слогов и слов.

См.в предыдущих пунктах.

  1. Сохранение в памяти и воспроизведение двух-трёх слогов, слов.
  2. Воспроизведение без искажений слов из двух-трёх-четырёх слогов со стечением согласных: морковка и т.д.
  3. Воспроизведение предложений из 5-7 слов.