Уважаемые родители!

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки.

Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. 

Первый уровень - узнавание неречевых звуков. 

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? 

-Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

-Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, чашку.

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

-Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

-Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте .

-Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.

-Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. 

-Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.

-Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию cловами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

-Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота).Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень - различение слогов.

-Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные

слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

-Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

Пятый уровень - различение звуков 

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... 
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. 

- Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза.

-Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух

определяет и называет их количество. 

-Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен

хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

-Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком –

нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак). 
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.