Конкурс - «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2013»

Пряничникова Светлана Ивановна

 

Выступление на городской конференции «Психолого-педагогическое  сопровождение процесса развития самосознания дошкольников на основе этнокультурного подхода. Подведение итогов I этапа инновационного проекта» (ноябрь 2012)

Проект «Мини-музеи в ДОУ»

Если мы рассмотрим  Что-то,

Это Что-то - для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

 Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то,

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

 Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

                                              (М.С. Гафитулин)

 «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

       Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству. Создание мини – музеев в  детском саду решает следующие задачи:

1.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2.Формирование у дошкольников представления о музее.

3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

5.Развитие речи и расширения словарного запаса.

6.Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

7.Воспитание культуры поведения.

В процессе создания музейного комплекса  всю работу разделили на  этапы.

Подготовительный этап.  В начале работы  (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли темы и названия мини-музея, разрабатывали их модели, выбирали место для размещения.

Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Работа по созданию мини-музея в группах началась с сентября месяца с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе.

Мини-музей «Русская изба»

Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На базе музея проходят мероприятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки.

Работа в расширении музея продолжается, ведь именно музей имеет неоценимое информационно-коммуникативное значение, как для педагогов, так и для детей.

Создание нашего мини-музея «Русская изба» - есть возможность введения детей в особенный мир путем действенного познания через предметы русского быта, изделия народных промыслов.

Ведь если ребёнок использует в своей речи потешки, прибаутки, считалки, пословицы, знает народные предметы, знает быт русского народа и традиции народной культуры, знает сказочных и былинных героев, умеет играть в подвижные и хороводные игры, имеет представление о народных промыслах, умеет раскашивать красками игрушки, кокошники, сарафаны, рубахи, полотенца, яйца - это маленький патриот нашей Родины.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Цель:  Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в  течение всей жизни. Для каждого существовала своя обрядовая кукла, или кукла - обережка.      В нашем музее можно познакомитесь  народными  куклами  трех видов: обереговая , обрядовая и игровая. 

Отличительная особенность обереговой и обрядовой - отсутствие лица и изготовление без помощи иглы.  При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. 

В нашем музее можно не только посмотреть на старинных кукол, но и сделать их самостоятельно узнаете, как изготовить кукол, для чего они предназначаются, когда появились впервые. 

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Мини-музей «Мы живем на Урале»

Цель: изучение культуры и быта народов Урала, памятников природы, истории становления края

В экспонатах музея представлено: фотографии истории становления края, гербарии, коллекции камней Урала, геральдика Свердловской области, экспонаты мастеров Урала Каслинское литье, Урало-Сибирская роспись, Богдановический фарфор

Мини-музей «Музей Сказок».

Цель: Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии, воспитание любви к сказке, расширению кругозора, любознательности.

Центром музея является большой сказочный дуб. Охраняет дуб черный ученый кот -  хранитель музея, символ мудрости и ума.А у Белки орешки не простые, а  с загадками.

В мини-музее «В гостях у сказки» несколько разделов:

I раздел – «Волшебные предметы».

Экспонатами являются сказочные предметы, сделанные руками детей, родителей и воспитателя: шапка-невидимка, волшебный клубочек, игла, в которой таилась смерть Кощея, волшебная палочка, золотой ключик, баба-Яга со ступой и метлой, Курочка-ряба и золотое яйцо.

II раздел – «Волшебные сказки и их герои».

В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками.

III раздел – «Театральный».

В нашем музее на время можно стать артистом. Используются разные виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.

В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.

Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.

Мини-музей «Ладушки-ладошки»

Цель: развитие речи детей младшего возраста с помощью малых фольклорных форм.

Включение  потешек, песенок, колыбельных, поговорок, прибауток, сказок во все режимные моменты.

Мини-музей «Игрушки-забавы»

Цель: развитие речи и мелкой моторики, знакомство со старинными русскими игрушками-забавами.

Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей. Малыши учатся играть с игрушками.

Мини-музей «Россия – дружная страна»

Цель: Знакомство с историей, культурой, народами нашей страны, воспитание патриотизма.

Среди экспонатов куклы в народных костюмах, элементы национальных костюмов, утварь, разнообразные игры.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше.

     Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности.

« Кладовая камней Урала». « Простые и ценные камни Урала» .

 

Цели.

Образовательная. Дать представление о том, что в природе существует множество различных камней, которые человек использует при строительстве. Дать представление о поделочных камнях, добываемых на Урале, из которых изготавливаются украшения.

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению родного края, умение видеть красоту камней, уметь ими любоваться. Продолжать учить детей приемам обследования камней и работе с лупой.

Развивающая. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни. Обогащение и активация словаря.

Задачи.

1.  Дать детям первое представление о поделочных камнях, которые применяются для отделки заданий и изготовлению памятников, сувениров. Познакомить детей с литературных творчеством, уральского писателя П.П Бажова. Познакомить детей с изделиями из драгоценных камней, добытых на Урале.

2.  Формировать умения обследовать камни, называть их свойства и особенности, используя различные приемы обследования.

3.  Формировать стремление изучать природу родного края, его историю и культурные ценности.

Оборудование.

 Выставка уральских камней и изделий из них: бусы, браслеты, картины, статуэтки. Выставка книг П. П. Бажова. Иллюстрации с изображением знакомых городских мест. Лупы, пластилин, макеты кулонов, карта.

Ход.

Хозяйка: Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в мое царство! Я хозяйка медной горы. Живу на Урале, мне принадлежат все подземные богатства. Знаете ли вы обо мне? Кому я помогаю? Как зовут моих помощников? Где я живу?

Дети: Отвечают.

Хозяйка: Молодцы, ребята, слышали обо мне. А теперь загадаю Вам загадку о моих богатствах:

                        В сережках у мамы огнем он горит.

                        В пыли на дороге ненужный лежит.

                         Меняет он форму, меняет он цвет,

                         А в стройке годится на тысячу лет.

                        Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

                         Тяжелый, большой, одному не поднять.

                      Кто, дети, загадку мою отгадал? Что это такое?

Дети: Камни.

Хозяйка: Правильно отгадали. Смотрите в моей шкатулке лежат камни. Давайте о них и побеседуем.

 Дети садятся за столы. На подносах лежат камни: гранит, мрамор,  малахит.

Хозяйка: Все эти камни добыты из недр земли. Есть среди них камни простые. А есть и драгоценные. Давайте мы с вами поиграем в мастеров горного дела. Я буду описывать камень, а вы отгадайте о каком камне говорится в загадке.

1 загадка.                             Я очень прочен и упруг,

                                              Строителям надежный друг.

                                              Дома, ступени, постаменты

                                             Со мной красивы и заметны

( гранит)

Хозяйка:Найдите гранит, а я вам о нем расскажу. Гранит -  горная порода. Из гранита строят набережные рек и используют при строительстве дорог, он не заменим при строительстве домов. ( Рассматривание иллюстраций )

2 загадка.                               Я -гранита близкий друг

                                                Меня увидишь ты вокруг.

                                                Как только спустишься в метро,

                                               Царство там везде мое.  

( мрамор)

 

Хозяйка: Мрамор-тоже горная порода. Из него делают памятники, отделывают лестницы. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро-им украшены многие станции.( Рассматривание иллюстраций )

Хозяйка: Загадаю вам следующую загадку.

3 загадка:                     В нем застыл зеленый камень

                                     Красив своим рисунком минерал.

                                    Скажите, как зовется этот камень,

                                     Во всех краях прославивший Урал.

                               ( малахит)

Да, благодаря малахиту люди узнали о богатом крае – Урале. Огромны его просторы, только уральские горы имеют протяженность 2.5 тысячи километров. Человеку нужно больше месяца, что бы пройти это расстояние пешком. Сейчас мы с вами представим, что нам нужно отправиться с Вами в горы.

Физкультминутка.

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями.

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора.

 

Рассматривание карты.

Хозяйка: Вот мы и пришли в мои владения. Об Урале знают не только в России, но и в других странах. А прославил наш  славный край, уральский писатель П.П. Бажов. А знаете ли вы, героев сказов Бажова? Загадаю вам загадки, а подсказки на подносе стоят ( фигуры сказочных персонажей).

1 загадка:                   Небольшого роста девка,

                                     И сама вся статная,

                                     И коса ее чернява,

                                     Да такая ладная.

                                     Платье цвета малахита,

                                     В косе ленты красные,

                                     Глаза, словно изумруды,

                                     Волшебные, ясные

 ( Медной горы хозяйка)

 

2 загадка:                Кто-то сидит у окошка в избушке,

                                  А маленький козлик стоит на опушке.

                                  Ударит копытцем – каменья летят,

                                   И россыпи их под луною блестят.

                                   С козликом рядом кошка Маренка,

                                   И смотрит на них из окошка.

( Даренка)

 

3 загадка:              Козел то особенный был:

                                Правой ножкой о камешки бил,

                                В каком месте топнет –

                                Камень дорогой появится.

                                 Даренка все смотрит и удивляется…

                                 Издалека -  то его не разглядишь

                                 И не разберешь, а близко к нему,

                                 Как не старайся, не подойдёшь.

( Серебряное копытце)

 

Хозяйка: Молодцы, знаете героев сказов П.П. Бажова.

А с другими героями вы можете познакомиться, в  этих книгах ( Выставка книг).

А сейчас мы с вами отправимся в мастерские, где работали уральские мастера, которые из драгоценных камней чудеса вытворяли. Посмотрите, какую красоту изготовили умельцы.

( Рассматривание бус, шкатулок, поделок из камня). 

Хозяйка: А может и вы хотите стать славными умельцами, порадовать и себя и меня? Научу я вас изготавливать малахит и украшать им поделки. ( Изготовление кулона из « малахита» с использованием пластилина и макета « кулона» )

Хозяйка: Молодцы, ребята, вы славно потрудились. Можете подарить свои поделки самым близким.

 

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе

Тема: « Куклы наших бабушек»

 

Программное содержание :

1.  Познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки.

2.  Дать представление об обереговой и обрядовой куклах : их образе, назначении, применении.

3.  Развивать воображение, художественный вкус. Изготовить куклу «Вертуту».

4.  Воспитывать интерес к народным промыслам.

Предварительная работа – словарная: знаменита, умелец, «потешное дело», предки, «отпечаток», экскурсовод, экспонат, земной шар, необъятная.

Методы и приемы:

·        игровой ,

·        словесный,

·        наглядный,

·        практический

Материал: игрушки: матрешка (2вида);  дымка : барыня, утка ; куклы: обереговая, обрядовая, игровая, «Вертута»; карта мира;

лоскут ткани, разноцветные лоскутки, тканевый прямоугольник.

 

( дети сидят на стульчиках)

Воспитатель: Скажите, как называется наша страна? Покажите на карте Россию. Какая наша страна по размеру? (большая, необъятная).

Чем славится Россия?  (много красивых городов;  рек, озер; природой; живут люди разной национальности; народными умельцами ).

Воспитатель: Россия всегда была знаменита своими замечательными мастерами. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия дарили взрослым и детям тепло и радость. Народная игрушка сочетала в себе традиции предков и индивидуальное мастерство самого мастера, отпечаток времени и местности, где она была изготовлена. А также находила выражение в выборе материала, стиле и сюжете.

Обычно русские мастера – игрушечники делали игрушки из дерева и глины. (показ: русские матрешки, дымковские игрушки – дети рассказывают об этих игрушках ).

Воспитатель: Я вас приглашаю в мини – музей « Куклы наших бабушек». Я буду экскурсоводом, а вы – посетителями. В музее есть свои правила: экспонаты не трогать руками, не шуметь, слушать внимательно экскурсовода.

( дети заходят в музей «Красная изба»).

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь игрушки. Первая игрушка появилась много столетий назад. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик. Затем стала выделяться голова куклы, лицо не раскрашивалось. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились руки, ноги, лицо (девочки или мальчика).

(дети рассматривают тряпичную куклу).

Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя: или обрядовая кукла или кукла – обережка.

( дети рассматривают куклы)

Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы . Наши предки предполагали, что у кукол есть душа, а лицо – её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов.

Для изготовления игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая своими руками, была своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

( дети рассматривают игровую куклу).

Физминутка : девочки превращаются в кукол, мальчики – в оловянных солдатиков и под музыку В.И.Темнова «Русские умельцы»  выполняют придуманные Движения.

(играют 2 раза).

Воспитатель:  Известная  всем народам земного шара игра в « куклы».: будь то тряпичная, закрутка, соломенный стригушок или модная Барби ,– по – прежнему, остается одной из любимых игр девочек.

Сейчас мы станем мастерами «потешных дел» и  изготовим куклу «Вертуту» - это очень популярная кукла наших предков. (дети рассматривают куклу)

(Воспитатель предлагает детям расположиться за столами, проверяет их осанку)

Воспитатель: Само слово «Вертута» подсказывает способ её изготовления . Показ и объяснение :

-  Для изготовления куклы « Вертуты» нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.

-  Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам.

-  Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.

_  Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки под руками -  получилась голова. Под руками также перетянуть нитью – это талия.

-  Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Фартук – небольшой тканевый прямоугольник.

Вот и получилась кукла. Для изображения мальчика, две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязать на концах (показ).

(Дети под музыку  изготавливают куклу)

Воспитатель:  И мы научились делать куклу «Вертуту». Какие они получились разные: интересные и красивые. Давайте сделаем приятное своей маме – подарим ей куклу.

 

 

 

 

Конспект
образовательной деятельности
экологическая викторина « Хороша ты, зимушка- зима.»
( старшая группа)

Цели.

Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней  видеть красоту окружающего мира, желание принимать участие в охране природы.

Развивающая. Обогащение и активация словаря. Развивать логическое мышление и умение отстаивать свое мнение.

Задачи.

1.    Способствовать формированию обобщенных представлений о перелетных и зимующих птицах, животных, обитающих в лесу.

2.    Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи в природе.

3.    Формировать стремление беречь природу – свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Оборудование. Картинки зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением животных и их следы, мольберт, искусственная елка, новогодние игрушки, игрушка – зайчик.

Ход.

Зимушка. Здравствуйте, дети! Пожалуйте  в мой зимний лес.

Я – Зимушка-зима. В лесу живу, все тайны зимнего леса знаю.

 Зайчик (игрушка): Зимушка-зима, беда!

 Зимушка: Какая беда? Что так лесной народ всполошился?

 Зайчик: В наш лес пришли ребята!

Зимушка: Знаю, знаю. Какая же в этом беда? Никакой беды не вижу.

 Зайчик: Разве ты, Зимушка, не знаешь? Начнут мальчики ветки деревьев ломать, мальчики ведь любят играть с палочками, а дереву-то беда! А еще девочки шуметь начнут, а птицы и зверушки от шума болеют!

Зимушка: Да погоди, погоди,  Зайчик! К нам пришли ребята, которые природу любят и берегут, никакого вреда они нашему лесу не причинят.

Зайчик: А ты это, Зимушка, точно знаешь?

Зимушка: Конечно! Вот, убедись сам. Задам я сейчас ребятам задания, ты и увидишь, какие эти ребята молодцы. ( Детям)

  - Ну что? Готовы? Начинаем!

Задание 1. Разминка.

1. Кто больше назовет признаков времени года — зимы.

2.Кто больше подберет снежных слов.

3. Опытно — экспериментальная деятельность со снегом.

Цель: определить температуру  снега и воды, установить опытным путем степень загрязнения снежного покрова.

 Задание 2. Найди ошибки в рассказе « Зимний день».

Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть ласточек.

      Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробежал заяц. А это чьи следы?- сказал Петя? « Это, наверное, следы ежа»,-сказала Наташа. « Что- то не видно белок? Где же они?» - спросила Таня. « Да ты чего, не знаешь, что белки спят зимой в своих дуплах?» - ответил Петя. Между березами дети увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы им не было голодно зимой.

  Ошибки:                     Скворцы – перелетные птицы.

                                      Ласточки – улетают в теплые края.

                                       Еж – зимой спит.

                                       Белки – зимой ведут активный образ жизни. Задание 3. Игра со снежком « Закончите предложения».

Заяц зимой белый, летом ….

У зайца хвост короткий, а уши….

У зайца задние лапы длинные, а передние ….

Заяц пушистый, а еж ….

Еж спит днем, а охотится ….

Еж маленький, а медведь ….

Белка зимой серая, а летом ….

У белки хвост длинный, а у зайца ….

Белка живет в дупле, а еж …. 

Лиса живет в норе, а медведь в ….

Задание 4. « Перелетные зимующие птицы.»

   Дети отбирают картинки с изображением перелетных птиц и выкладывают под солнышком. А картинки с изображением зимующих птиц выкладывают под снежинкой.

Задание 5. « Кто лучше изобразит животное?»

   На елке висят картинки животных. Ребенок снимает, разворачивает, изображает нарисованное животное ( Волк, лиса, заяц, медведь, ежик, лось, белка ).

Ребенок показывает движение, другие дети отгадывают. ( 2-3 движения)

Задание 6. « Узнай, кто оставил свой след?»

   Дети получают карточки с изображением следов животных и самих животных. Дети по следам находят животное.

 Задание 7. « Как ты поступишь?»

Рассматривание картинок. Дети должны дать оценку, исходя из правил поведения в природе. Назвать правило поведения в природе.

 

Зимушка: Ай да ребята, ай да молодцы. Зайка, зря ты боялся за наш лес. Ребята будут его беречь, а природа за добро добром отплатит.  

Опытно- экспериментальная деятельность. Выводы.

Зимушка: Что ты зайчик говоришь? Загадаю им загадку:

Что за чудо, что за диво,
Ни нарядна, ни красива.
Ветки слабо шелестят,
Шишки на ветках не блестят?

Дети: Елочка!

Дети украшают  елочку игрушками.

Подбор игр для проведения спортивного досуга;
«Недели подвижных игр»; для прогулок и туристических походов

Подвижные игры народов Урала

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

 

Русская народная игра «У медведя во бору»

Задача. Познакомить с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе.

Организация игры. Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:   

                     У медведя во бору

                     Грибы, ягоды беру!

                     Медведь постыл

                     На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Методические приемы: использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру походки медведя.

Дополнительные рекомендации: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Материал: маска медведя.

 

Русская народная игра «Стадо»

Задача. Познакомить детей с новой русской народной игрой. Учить  произносить стихи хором в одном темпе. Воспитывать выдержку, внимание.

Организация  игры. Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:   

                            Пастушок, пастушок,

                            Заиграй во рожок!

                            Травка мягкая,

                            Роса сладкая,

                            Гони стадо в поле,

                            Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Методические приемы: загадка: по горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Дополнительные рекомендации: во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Материал: маска волка, рожок для пастушка.

 

Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

Задача. Познакомить детей с новой русской народной игрой. Учить детей бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу.

Организация игры. Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

                                  Пчелки летают,

                                  Медок собирают!

                                 Зум, зум, зум!

                                 Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Методические приемы: загадка: «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким» (пчела)

Дополнительные рекомендации: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Материал: маска ласточки.

 

Русская народная игра «Мяч по кругу»

Задача. Познакомить детей с новой русской народной игрой. Воспитывать интерес к народным играм. Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.

Организация игры. Играющие, образуя круг, садятся.  Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Методические приемы: загадка: «Ростом мал, да удал,                                                             От меня ускакал. Хоть надут он всегда –  С ним не скучно никогда»     (мяч)

Дополнительные рекомендации: передача мяча выполняется путем броска с поворотом.  Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Материал: мяч.

 

Татарская народная игра «Продаем горшки»

Задача. Познакомить детей с татарской народной игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Урала, создать эмоциональную положительную основу для развития патриотических чувств.

         Организация игры. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Методические приемы: сюрпризный момент – внесение тюбетейки, рассматривание татарского головного убора, национального орнамента.

Дополнительные рекомендации: бегать разрешается т только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево.

Материал: тюбетейка.

 

Башкирская народная игра «Юрта»

 Задача. Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

          Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

     Мы, веселые ребята,

     Соберемся все в кружок.

     Поиграем, и попляшем,

     И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

 Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.

Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.

 

Татарская народная игра «Лисичка и курочки»

 Задача. Продолжать знакомить детей с татарскими играми. Развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.

Организация игры. На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.

Методические приемы:  загадка:  хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет   (лиса)

Дополнительные рекомендации: курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.

Материал: маска лисички и маски курочек.

 

Чувашская народная игра «Рыбки»

Задача. Познакомить с новой чувашской игрой. Упражнять детей в беге в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой.

Организация игры. На площадке чертят (или вытаптывают в снегу) две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Методические приемы: рассматривание картинок рыб, выбор акулы считалкой.

Дополнительные рекомендации: перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.

Материал: маски акулы, разных рыб.

 

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

 

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Задача. Познакомить с новой русской народной игрой. Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь.

Организация игры. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через нек5оторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га –га!

- Есть хотите?

- Да – да – да!

- Гуси-лебеди! Домой»

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Методические приемы: слушание и пение русской народной песни «Два веселых гуся», беседа о повадках гусей.

Дополнительные рекомендации: гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, беги же домой!»

Материал: маска волка, грамзапись русской народной песни «Два веселых гуся»

Русская народная игра «Заря – зарница»

Задача. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость.

Организация  игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

 Заря – зарница,

             Красная девица,

            По полю ходила,

            Ключи обронила,

            Ключи золотые,

            Ленты голубые,

            Кольца обвитые –

            За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)

Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.

 

Русская народная игра «Птицелов»

 Задача. Познакомить с новой русской народной игрой. Учить детей подражать крику птиц. Закрепить умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Организация игры. Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев: 

                    В лесу, во лесочке,

                     На зеленом дубочке,

                     Птички весело поют,

                     Ай!  Птицелов идет!

                     Он в неволю нас возьмет,

                     Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Методические приемы: слушание пения птиц в грамзаписи.

Дополнительные рекомендации: Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Материал: грамзапись с пением птиц, платок.

 

Русская народная игра «Жмурки»

Задача. Познакомить с русской народной  игрой.  Упражнять в умении ловить детей с завязанными глазами. Воспитывать дружеские взаимоотношения (предупреждать об опасности).

Организация игры. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Методические приемы: выбор водящего – жмурки с помощью считалки. Выработка с детьми правила: если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

Дополнительные рекомендации: играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Материал: платочек.

 

Башкирская народная игра «Медный пень»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа, объяснить значение слова «джигит».

Организация игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:

- Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

- Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Методические приемы: узнавание башкирской народной мелодии. Выработка с детьми правила: победитель становится хозяином.

Дополнительные рекомендации: Бежать только по сигналу.

Материал: грамзапись башкирской народной мелодии, стулья.

 

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой. Упражнять в беге в рассыпную по всей площадке с увертыванием. воспитывать честность.

Организация игры. Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Методические приемы: выбор детей – «пеньков» по считалке. Выработка с детьми нового правила: осаленные пеньки тоже могут касаться детей, превращая их в пеньки.

Дополнительные рекомендации:  пеньки не должны вставать с мест.

Материал: считалки.

 

Башкирская народная игра «Палка-кидалка»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой.  Упражнять детей в метании предмета вдаль. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать взаимовыручку.

Организация игры. Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми:  пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.

Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Материал: считалка, палка, длиной 50 см

 

Татарская народная игра «Займи место»

Задача. Познакомить детей с новой татарской игрой. Развивать ритмичность движений, упражнять в быстром беге.

Организация игры. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:   Как сорока стрекочу,

                                    Никого в дом не пущу.

                                    Как гусыня гогочу,

                                    Тебя хлопну по плечу –

                                    Беги!

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Методические приемы: водящего выбирают считалкой. Выработка правила детьми: бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Продолжать знакомить детей  с традициями татарского народа, чтение татарской сказки «Умная девушка»

Дополнительные рекомендации: круг должен сразу остановится при слове «беги». Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Материал: считалка, иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.

 

Татарская народная игра «Ловишки»

Задача. Познакомить с новой татарской игрой. Упражнять в беге взявшись за руки вдвоем, втроем, вчетвером и т.д. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость. Воспитывать чувство коллективизма.

Организация игры. По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т.д. они ловят  бегающих, пока не поймают всех.

Методические приемы: считалкой выбирается ловишка.

Дополнительные рекомендации: пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Материал: считалка.

 

Татарская народная игра «Перехватчики»

Задача. Познакомить с новой татарской игрой. Упражнять  в беге врассыпную через площадку. Воспитывать честность.

 

Организация игры. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

          Мы умеем быстро бегать,

          Любим прыгать и скакать.

         Раз, два, три, четыре, пять!

         Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Методические приемы: выбор ловящего считалкой, выработка с детьми правила: водящим становится последний из запятнанных детей, запятнанные уходят в условленное место.

Дополнительные рекомендации: Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой.

Материал: считалка.

 

Удмуртская  народная игра «Догонялки»

Задача. Познакомить с удмуртской народной игрой. Упражнять в беге с увертыванием. Учить находить общее с русской народной игрой «Ловишки»  и различия с татарской игрой «Ловишки»

Организация  игры. Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Пять бород, шесть бород,

Седьмой – дед с бородой.

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный выходит из игры.

Методические приемы: знакомство с традициями и бытом удмуртского народа, рассматривание иллюстраций, чтение удмуртской сказки «Звезды».

Дополнительные рекомендации: Правила игры. Когда осалены 3-4 игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.

 

Удмуртская народная игра «Охота на лося»

Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Научить определенному способу набрасывания аркана. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

Содержание игры. Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде).  В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан.

Методические приемы: рассмотреть аркан и научиться определенному способу набрасывания аркана. Выработка правила детьми: вести счет до определенного количества очков.

Дополнительные рекомендации: начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.

Материал: аркан, рога.

 

Удмуртская народная игра «Игра с платочком»

Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Закреплять бег друг за другом. Воспитывать  внимание, взаимопонимание.

Организация  игры. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Методические приемы: считалкой выбирается ведущий

Дополнительные рекомендации: играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

Материал: считалки

 

Чувашская народная игра «Хищник в море»

Задача. Познакомить детей с новой чувашской игрой. Упражнять детей в прыжках через веревку; развивать смелость, ловкость и умение действовать по сигналу.

Содержание игры. В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. на одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни чувашского народа, рассматривание иллюстраций.

Дополнительные рекомендации: задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», веревка, столбик.

 

Чувашская народная игра «Луна или солнце»

Задача. Познакомить с новой чувашской игрой. Учить детей договариваться между собой, делиться на команды. Упражнять в перетягивании друг друга через черту.

Организация игры. Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.

Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Методические приемы: выбор капитанов считалкой.

Дополнительные рекомендации: проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Материал: считалка.

 

Мордовская народная игра «Раю – раю»

Задача. Познакомить с новой мордовской игрой. Учить детей делиться на команды по выбору. Воспитывать честность.

Организация игры. Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

         Раю-раю, пропускаю,

        А  последних оставляю.

        Сама мать пройдет

        И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга.. перетянувшая команда считается победительницей.

Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни мордовского народа, рассматривание иллюстраций, чтение мордовской сказки «Пугливая мышь»

Дополнительные рекомендации: Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.  

Материал: иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.

 

Марийская народная игра «Катание мяча»

Задача. Познакомить с новой  марийской игрой. Упражнять в прокатывании мяча. Воспитывать ловкость, меткость.

Организация  игры. Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка *(диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется  и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условленное количество очков.

Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни марийского  народа, рассматривание иллюстраций, чтение марийской сказки «Богатырь из теста»

Дополнительные рекомендации: Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Материал: иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.