Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

На практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина. Хотя всего несколько месяцев назад у детей прослеживалась четкая мотивация – хочу идти в школу, хочу все знать, хочу всему учиться. Это говорит о том, что у значительной части детей под влиянием начавшегося школьного обучения наступает кризис. Чисто кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей в этот период становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает.

Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей. По данным статистики в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка. Недостаточное взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно-образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей. Необходимо, чтобы преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень, для безболезненного перехода детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.

На современном этапе, в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

 

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических  качеств каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями для успешной адаптации к школьной жизни.